ФЭНДОМ

Клавдиевы буквы
Claudian letters.svg
Латинский алфавит
A B C D E F G
H I J K L M N
O P Q R S T U
V W X Y Z
Дополнительные
и вариантные знаки
À Á Â Ã Ä Å Æ
Ā Ă Ȃ Ą Ȧ
Ɓ Ƀ Ç Ć Ĉ Ċ
Č Ȼ Ƈ Ð,ð Ď,ď Đ,đ Ɗ
È É Ê Ë Ē Ė
Ę Ě Ɇ Ə Ƒ Ĝ Ğ
Ġ Ģ Ǧ Ǥ Ɠ Ƣ Ĥ
Ħ Ì Í Î Ï Ī Į
İ,i I,ı IJ Ĵ Ɉ Ķ
Ǩ Ƙ Ĺ Ļ Ľ Ŀ
Ł Ñ Ń Ņ Ň
Ɲ Ƞ Ŋ Ò Ó Ô Õ
Ö Ø Ő Œ Ơ Ƥ
Ɋ ʠ Ŕ Ř Ɍ
ß ſ Ś Ŝ Ş Š Þ
Ţ Ť Ŧ Ⱦ Ƭ Ʈ
Ù Ú Û Ü Ū Ŭ Ů
Ű Ų Ư Ʉ Ʋ Ŵ
Ý Ŷ Ÿ Ɏ Ƴ Ź
Ż Ž Ƶ Ȥ

Клавдиевы буквы — три буквы, придуманные и добавленные в латинский алфавит римским цензором (будущим императором) Клавдием в середине I века н. э.:

  • Перевернутое C (ɔ, «антисигма») со значением bs и ps — по аналогии с буквой X, заменяющей cs и gs, и в параллель к греческой букве пси. Точный вид этой клавдиевой буквы неизвестен — ни одного примера её использования в надписях не сохранилось. Среди предположений о её форме есть нечто в виде двух C, прислоненных спинками друг к другу, и другие варианты. Перевернутое C использовалось в системе записи чисел римскими цифрами.
  • Перевернутое F (, digamma inversum) со значением согласных V и W (эти буквы очень позднего происхождения, а до середины позапрошлого тысячелетия U и V считались лишь шрифтовыми вариантами одной и той же буквы, которая читалась как [u] или [v] в зависимости от контекста). Эта клавдиева буква, вероятно, была создана под влиянием греческой дигаммы с аналогичным звуковым значением и F-образной формой.
  • Половинное H () для передачи звука греческой буквы ипсилон, читавшейся средне между U и I в заимствованиях вроде Olympicus. Форма этой буквы, вероятно, была подсказана греческим знаком густого придыхания в его архаической форме. Позже вместо этой буквы в латинский алфавит ввели просто букву «греческое I» (и-грек) — Y.

Клавдиевы буквы в широкое употребление не вошли; в общественных надписях они встречались только во время правления Клавдия, а после его смерти от них отказались. Формы знаков, вероятно, были выбраны так, чтобы их было возможно печатать и вырезать, используя существующие шаблоны; они строились по образцу существовавших букв. Говорят, что Клавдия подтолкнуло к алфавитному творчеству одно из замечаний его матери относительно того, что он не станет императором, пока не изменит алфавит.

Клавдиевы буквы содержатся в юникоде:

Прописная Строчная
Ⅎ ⅎ U+2132 TURNED CAPITAL F U+214E TURNED SMALL F
Ↄ ↄ U+2183 ROMAN NUMERAL REVERSED ONE HUNDRED U+2184 LATIN SMALL LETTER REVERSED C
Ⱶ ⱶ U+2C75 LATIN CAPITAL LETTER HALF H U+2C76 LATIN SMALL LETTER HALF H

См. также Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики