ФЭНДОМ

Шаблон:Латинский алфавит Шаблон:Значения

Q, q — семнадцатая буква латинского алфавита, произносится «ку» (в английском языке — «кью»).

История Править

Египетский иероглиф
wj
Финикийский
Коф
Этрусская Q Греческая
Коппа
<hiero>V24</hiero> Файл:PhoenicianQ-01.png 55px Файл:GreekQ-01.png

В семитских языках буква имела звуковое соответствие /q/ (согласный глухой, взрывной, увулярный) — звук типичный для семитских языков, но не имеющийся в большинстве индо-европейских языков. В греческом языке знак коппа (Ϙ), вероятно, обозначал несколько лабиализованных задненёбных взрывных согласных, среди которых /kʷ/ и /kʷʰ/. В результате более поздних звуковых изменений, в греческом языке эти звуки преобразовались, соответственно, в /p/ и /pʰ/. Таким образом, коппа трансформировалась в две буквы: коппа (для обозначения только числа 90) и буква фи (Φ), сохранившаяся в современном греческом языке.

Компьютерные кодировки Править

В Юникоде заглавной букве Q соответствует U+0051, строчной q — U+0071.

В кодах ASCII заглавной букве Q соответствует 81, строчной q — 113, в двоичной системе, соответственно, 01010001 и 01110001.

Код EBCDIC для заглавной Q — 216, для строчной q — 152.

Цифровые значения в HTML и XML — «&#81;» и «&#113;» для верхнего и нижнего регистра, соответственно.

Использование Править

В большинстве современных европейских языков с латинской письменностью, таких как Романские языки (кроме румынского языка) и Германские языки, буква Q почти всегда встречается только в диграфе QU. В английском языке этому диграфу почти всегда соответствует сочетание звуков /kw/, кроме заимствований из французского, где она читается как /k/. В немецком, французском, португальском, испанском и каталанском языках читается как /k/. В старой орфографии шведского языка и до сих пор во многих шведских фамилиях используется в составе диграфа QV.

В семитских языках используется для транслитерации эмфатического звука (в арабском языке — буква ﻕ (каф)).

В андских языках (кечуа, аймара) буква Q означает глухой увулярный взрывной согласный /q/, а также входит в состав диграфов Q’ и QH, означающих абруптивный /q’/ и придыхательный /qʰ/ соответственно.

Во многих языках применяется для обозначения звука МФА /q/ (к примеру, в тюркских языках, использующих латиницу).

Qq Qq Qq Qq
Название по-русски: ку.
Код НАТО: Quebec (/keˈbek/, [кэбэ́к]).
Азбука Морзе: −−·− 

Шрифт Брайля
  Q в семафорной азбуке
Семафорная
азбука
 ICS Quebec
Флаги международного свода сигналов
Sign language Q
Амслен

Шаблон:Нет источников